Executive search

  
Executive Search - технология работы с тонким инструментом

По данным исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров и компанией Accenture летом 2003 года среди 300 наиболее успешных российских компаний, большинство руководителей российских компаний (72 %) считают главным конкурентным преимуществом своей компании человеческие ресурсы. Однако российский рынок труда испытывает острый дефицит квалифицированных менеджеров. Больше половины опрошенных руководителей (64 %) в качестве главного препятствия для развития бизнеса назвали недостаток квалифицированного персонала. По оценкам аналитиков, реальное увеличение числа квалифицированных управляющих и менеджеров новой генерации произойдет не ранее чем через 7–10 лет, когда сегодняшние выпускники МВА, приобретут необходимый опыт руководства в российских и зарубежных компаниях.

Когда нужен executive search?

Большинство компаний в ходе своего роста, рано или поздно сталкиваются с необходимостью привлечения к управлению бизнесом новых успешных менеджеров. Такое вливание «свежей крови» способно не только стабилизировать компанию, но и придать ей дополнительный импульс для роста и захвата новых рынков. Особенно остро вопрос о привлечении профессионального управляющего встает в момент расширения компании или на стадии слияний и поглощений ею других бизнесов. Ведь именно от квалификации менеджеров, управляющих бизнесом и зависит в первую очередь успешность или не успешность проекта. Конечно собственнику и основателю компании не просто решиться на привлечение «варягов». Многие руководители приходят к такому решению непрямыми путями, например проведя в компании процедуру реструктуризации или организационного консультирования. Однако даже когда решение принято, заказчик сталкивается по меньшей мере с тремя глобальными проблемами. Вот они:

1. Потенциально привлекательных кандидатов на роль топ-менеджеров мало, и, как правило, работу они не ищут.
2. Степень успешности, профессионализма и адекватности поставленным задачам, этих кандидатов сложно оценить и руководству компании, и тем более, рекрутеру.
3. Часто проблема коренится в структуре компании и ее положении на рынке, а не в отсутствии подходящего кандидата. Провести анализ ситуации и консалтинг практически невозможно внутренними ресурсами.

После осознания этой ситуации, руководство компании и приходит к решению о привлечении к сотрудничеству консультантов Executive Search. Главная задача, которую ставят перед собой консультанты Executive Search, как и в любом другом консалтинговом бизнесе, заключается в том, чтобы разобраться, в чем конкретно заключается проблема клиента и как решить ее с минимальными потерями. Одновременно, предложенное решение необходимо соотнести с планами развития бизнеса компании-клиента. Основная сложность во взаимоотношениях с клиентами, по словам консультантов, состоит в том, чтобы найти правильный баланс между тем, что действительно необходимо клиенту, и тем, что он хочет.

Что такое executive search?

Executive Search-это консалтинговая услуга, суть которой заключается в оценке сложившейся ситуации и предложении адекватного решения. Анализ рынка, поиск, оценка кандидата, являются лишь частью этого процесса.

Executive Search это в первую очередь управляемый поиск. То есть процесс, коррелируемый на всех его этапах и гарантирующий максимально высокую вероятность достижения результата. Результатом в данном случае, является не найм менеджера сам по себе, а решение стоящей перед компанией задачи: увеличение прибыльности, освоение нового сектора рынка, управление новым бизнесом и так далее. Поскольку нанять управляющего пол дела, важно, что бы он успешно вписался в структуру компании и приносил ей прибыль.

При этом надо отметить что Executive Search существенно отличается как от рекрутинга, так и от Head Hunting-а, хотя сочетает в себе методы и того и другого.

Ситуация на рынке

В Москве сегодня действуют не менее трех десятков компаний как отечественных, так и зарубежных, которые заявляют, что помимо прочего, они оказывают услуги Executive Search. Как правило, рядом с «Executive Search» стоит «прямой поиск» и даже «эксклюзивный рекрутинг».

Однако, по мнению самих консультантов, в рамках одной компании крайне сложно заниматься подбором разного рода персонала. В первую очередь для этого необходимы консультанты совершенно разного уровня. Следовательно, та услуга, которую вам продадут в качестве Executive Search, возможно будет качественным поиском кандидата, но не будет содержать консалтинговой составляющей, без которой Executive Search, теряет свой главный отличительный признак. По экспертным оценкам, реально услуги Executive Search оказывают не более 10 компаний, а квалифицированных консультантов Executive Search сегодня на российском рынке не более двадцати. Причем каждый из них специализируется на своей узкой области рынка. Практически все они сосредоточены в Москве, но география выполняемых ими проектов, охватывает страны Содружества и Восточную Европу.

Отсюда совет первый – если вам действительно нужен Executive Search, не ошибитесь при выборе компании. Главный критерий отсева – успешно завершенные проекты. Первое и главное отличие консультантов Executive Search от рекрутеров в том, что они великолепно знают интересующий вас рынок, в его динамике и истории, и отслеживают его ежедневно. И если рекрутер всегда испытывает искушение преподнести вам в качестве кандидата человека из своей базы данных, или использовать метод прямого поиска, то опытный консультант Executive Search просто знает, кто сегодня на рынке лучший, кто подойдет вашей компании оптимально. Именно за это знание и берут гонорары.

Итак, компания, предлагающая услуги Executive Search, должна иметь опыт работы в этой отрасли не менее трех лет, либо опытных консультантов. Кроме того, четкую специализацию на нескольких отраслевых рынках и соответствующий штат сотрудников (на одного консультанта приходится масса «обслуживающего» персонала – ресечеры, помощники, информационно-аналитический отдел) для обеспечения вашего проекта.

Фоторепортаж